Состав подраздела «Мероприятия по противодействию угрозам террористического и криминального характера» в составе подраздела «Технологические решения» раздела 5 проектной документации
(в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 №73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам»)
-
общая часть:
- основания для разработки подраздела;
- цели и задачи обеспечения защиты объекта от угроз террористического и криминального характера;
- общие принципы обеспечения защиты объекта от угроз террористического и криминального характера;
- краткая характеристика объекта;
-
модель угроз:
- перечень и характеристика расчетных угроз террористического и криминального характера;
- модель нарушителя;
-
оценка риска реализации на объекте угроз террористического и криминального характера:
- зонирование территории объекта;
- определение критических элементов (критически важных точек) в составе объекта;
- категорирование выделенных зон (помещений) объекта с учетом наличия критических элементов (критически важных точек);
- перечень и характеристика расчетных кризисных ситуаций (возможных сценариев реализации расчетных угроз террористического и криминального характера);
- оценка вероятности (частоты) реализации расчетных угроз террористического и криминального характера в выделенных зонах (помещениях) объекта;
- оценка последствий (ущерба) реализации расчетных угроз террористического и криминального характера в выделенных зонах (помещениях) объекта;
- оценка степени риска реализации расчетных угроз террористического и криминального характера в выделенных зонах (помещениях) объекта.
-
перечень и обоснование принятых проектных решений по обеспечению защиты объекта от угроз террористического и криминального характера:
- меры по обеспечению безопасности объекта на градостроительном уровне;
- меры по обеспечению безопасности объекта на конструктивном уровне;
- меры по обеспечению безопасности объекта на объемно-планировочном и инженерно-техническом уровнях;
- ситуационный план, поэтажные планы и разрезы с нанесенными на них зонами безопасности, категорированными помещениями, критическими элементами и мерами по защите от угроз террористического и криминального характера.
-
заключение:
- основные результаты оценки риска реализации на объекте угроз террористического и криминального характера;
- область (сфера) применения полученных результатов;
- возможный эффект от реализации на объекте мер по защите от угроз террористического и криминального характера.
Общие подходы и типовые решения по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов капитального строительства
Угроза осуществления на территории РФ террористических актов является в настоящее время фактором, оказывающим заметное влияние на различные сферы жизни людей, общества и государства в целом. Наибольшую опасность террористическая угроза представляет для крупных городов, политических, экономических и культурных центров, так как именно в них проживает большая часть населения страны и сосредоточены наиболее важные объекты, уничтожение или выведение из строя которых в максимальной степени соответствует целям террористов.
Характерной особенностью многих российских городов является высокий уровень преступности, что вынуждает рассматривать криминогенную угрозу в качестве одного из важнейших факторов, влияющих на безопасность населения, общества и государства.
В городах сосредоточен основной научный и промышленный потенциал страны, располагается большое количество предприятий (в том числе химически опасных), технически сложных и уникальных объектов, являющихся источниками техногенных угроз, что предопределяет необходимость выделения опасности их возникновения в качестве одного из ключевых факторов, оказывающих влияние на безопасность населения и инфраструктуры РФ.
С учетом вышесказанного на первый план в современных условиях выходит проблема комплексного обеспечения безопасности объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ. При этом под комплексным обеспечением безопасности понимается разработка и реализация на объектах капитального строительства эффективных, сбалансированных и взаимоувязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий, обеспечивающих защищенность объекта от внешних и внутренних угроз различного характера.
Для достижения максимального эффекта мероприятия по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности должны проводиться на всех этапах градостроительной деятельности, включающей проектирование, строительство, ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства, а также в процессе эксплуатации этих объектов
Необходимым и достаточным условием успешного решения данной проблемы является построение на объектах капитального строительства системы комплексного обеспечения безопасности (СКОБ), представляющей собой структурированную совокупность технических средств (систем) безопасности, инженерно-технических средств физической защиты, инженерных систем и специально подготовленного персонала, интегрированных на уровне центральных и локальных органов оперативного управления безопасностью и взаимодействующих на основе специально разработанных регламентов (алгоритмов).
Для достижения максимального эффекта разработку проектных решений по построению СКОБ целесообразно осуществлять в рамках составной части проектной документации (самостоятельного раздела, подраздела) «Обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности» (КБ и АТЗ), содержащего подробное описание и обоснование мер по противодействию террористическим актам, криминальным проявлениям и техногенным угрозам на объекте капитального строительства. Типовая структура такого раздела приведена на рисунке 1.
Рисунок 1
Реализация данного подхода позволяет обеспечить эффективность, согласованность и сбалансированность решений по комплексному обеспечению безопасности объектов капитального строительства.
Порядок разработки, согласования, утверждения и прохождения экспертизы этого раздела в составе проектной документации на объект капитального строительства показан на рисунке 2.
Рисунок 2
Нормативная база РФ в сфере регламентации требований к обеспечению безопасности объектов капитального строительства на данный момент недостаточно хорошо проработана, поэтому единственным легитимным путем заполнения имеющихся «белых пятен» и разрешения возникающих противоречий является разработка Специальных технических условий (СТУ) на проектирование комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 01.04.08 г. №36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». Типовая структура таких СТУ приведена на рисунке 3.
Рисунок 3
Мероприятия по противодействию террористическим актам, криминальным проявлениям и техногенным угрозам включают в себя:
- проведение зонирования объекта, предусматривающего выделение зон безопасности, состоящих из однородных с точки зрения функционального назначения и специфики обеспечения безопасности группы помещений и участков территории;
- разработку и инсталляцию технических систем безопасности (ТСБ), обеспечивающих мониторинг обстановки, санкционированный допуск людей и автотранспортных средств на территорию и во внутренние помещения объекта, а также недопущение несанкционированного проникновения нарушителей в зоны ограниченного доступа;
- организацию охраны объекта, предусматривающую определение способов и тактики охраны, сил и средств, необходимых для их осуществления, установления пропускного режима, разработки алгоритмов входа (выхода) людей и въезда (выезда) автотранспортных средств.
Типовой вариант зонирования объекта высотного строительства приведен на рисунке 4.
Рисунок 4
Типовые проектные решения по построению системы охранного телевидения (СОТ), системы контроля и управления доступом (СКУД) и системы охранной сигнализации (СОС) приведены на рис. 5 6 7 соответственно.
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Важнейшей задачей в современных условиях является гарантированное доведение информации о создании предпосылок или начале реализации угроз до органов обеспечения безопасности, привлекаемых к осуществлению действий по предотвращению, локализации и ликвидации последствий ЧС на объектах капитального строительства. Эта задача решается путем разработки и инсталляции на объектах капитального строительства структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС).
Порядок разработки, согласования и утверждения раздела СМИС для объектов капитального строительства показан на рисунке 8.
Рисунок 8
Критически важная информация о состоянии инженерных систем, технических систем безопасности, систем противопожарной защиты и систем связи передается в автоматическом режиме объектовыми СМИС в ЕСОДУ г. Москвы. Идеология построения СМИС согласуется с основными положениями Концепции создания Единой системы мониторинга и обеспечения безопасности критически важных объектов, разработанной ООО НТК «Информ-Альянс» и одобренной Советом безопасности РФ. Типовые проектные решения по построению СМИС приведены на рисунке 9.
Рисунок 9